Добро пожаловать Христианское информационное агентство


04.06.2018 || 12:20:26
Игумен Кирил (Сахаров). Предисловие к новому диспуту – «Где ныне Церковь?»

Василий Федотович Нечаев, наставник Московской поморской общины, любезно согласился принять участие в очередном диспуте. Тему – «Где ныне Церковь?» он предложил сам. Василия Федотовича я знаю в течение нескольких десятилетий как большого труженика на ниве Христовой, строгого постника, ревностного участника богослужений. В юбилейный год Тысячелетия Крещения Руси Василий Федотович, выступая в моленной на праздничном собрании, сказал: «Никон был гордым и честолюбивым человеком. Он стремился к единству с Восточными церквами, которые отошли от благочестия». Интересно, что на собрании присутствовал и выступал настоятель Никольского храма на Преображенке протоиерей Леонид Кузьминов (РПЦ) (+ 2017 г.). Запомнились слова в выступлении представителя Старообрядческой митрополии: «Разойдясь, мы не дрались – у нас были семейные споры».

Готовясь к очередному диспуту, я, к сожалению, не обнаружил у себя подробный конспект полемики между поповцами (их представляли Ф. Мельников и Д. Варакин) и безпоповцами (их представлял Л. Пичугин) в Политехническом музее Москвы в начале прошлого века. Придя к вере в ранней юности, я был поражен, что в храме всё необычно, неотмирно: звуки, запахи, визуальные картины. Ещё в большей степени эту неотмирность я почувствовал в старообрядческом храме. Впоследствии у Кирилова, в его книге «Правда старой веры» (1913 год) прочитал: «Направление жизни, возобладавшее после Никона и Петра Первого, характеризуется уклоном к земной жизни, к посюстороннему, земному бытию, к здешнему граду, со всеми его пороками, злом и насилием. Религиозные чувства сейчас же изменились и древняя икона, изображавшая в проекции новое, грядущее, просветленное человечество, была заменена итальянской живописью, продуктом эпохи ренессанса, возрождением языческой культуры». Классическое определение Церкви приводит Златоуст (оно потом вошло во все катехизисы): общество верующих («собрание верных Божиих» – Большой Катехизис), соединенных правой верой, трехчинной иерархией, седмеричным числом Таинств. В вышеупомянутом Большом Катехизисе читаем: «В Церкви должно быть семь Таинств» и «вне Церкви нет разрешения грехов».

На предстоящем диспуте наверняка много будет разговоров об иерархии и Таинствах. Как известно, у безпоповцев нет иерархии, а из Таинств сохранилось крещение, которое, в крайнем случае, может совершать и мирянин, и исповедь («скитское покаяние» без разрешальных молитв). Между тем, в «Книге о вере» читаем: «Без епископов Церковь является слепотствующей». Может ли Церковь состоять из одних овец без пастырей? Без епископов определенно нет – об этом мы читаем и в книге «Маргарит» («без епископа Церкви быть не может»), и в 69 письме священномученика Киприана (в частности, он писал, что «с прекращением иерархии в Церкви все бы расстроилось, разрушилось и прекратилось бы существование»). Безпоповцы учат о духовном причащении через огнепальное желание оного. Они утверждают, что с наступлением царства антихриста в 1666 году истинной Жертвы Христовой в Церкви не стало. При этом они ссылаются, в частности, на книгу пророка Даниила, где говорится о том, что отнимется Жертва и во Святилище будет мерзость запустения. О том, что Жертва будет до самого Второго Пришествия, указывал свт. Иоанн Златоуст в беседе на Первое послание к Коринфянам и прп. Иоанн Дамаскин в Слове на Субботу мясопустную. Лично я, еще в 70-е годы, учась в светском ВУЗе, всегда приводил наизусть следующую цитату из Первого послания к коринфянам св. ап. Павла: «Елижды бо аще ясте от Хлеба сего и пиете от Чаши сей смерть Господню возвещаете, дондеже приидет», т.е. Таинство Евхаристии будет в Церкви до самого Второго Пришествия Христа. В Большом Катехизисе и в Книге о вере о причастии говорится, что без него, наряду с крещением и покаянием, «ни един спастися может», «спастися невозможно» и что оно будет до

скончания века. Очень много интересного и полезного можно найти у Озерского в его «Выписках из старопечатных книг». Приведу лишь некоторые из них: «Епископство или священство должно быть до скончания века» («Кирилова книга»); «Священство Христово по чину Мелхиседекову – вечно» (там же). В «Кормчей», напечатанной в Москве в 1650 году, читаем: «Без епископа Церковь – вдова» и т.д. А в старообрядческом церковном календаре за 1987 год такие слова: «Падение церковной иерархии ни в коем случае не должно означать, что пала и сама Церковь, ибо Церковь – это не иерархия, а церковный народ, который Св. Писание называет «царским священством»».

Трудно судить безпоповцев, ибо много бед принесла им безумная, ненужная реформа.

Главное зло «реформы» - Раскол, который, по словам А.В. Карташева, явился «невозвратимой растратой духовной энергии народа, огромным несчастьем в жизни Церкви и России, решающей катастрофой в судьбах Святой Руси. Это раскололо душу народа и помрачило национальное сознание» (А.В. Карташев).

Очень ярко характеризовал последствия того, что произошло в середине 17 века известный современный исследователь Б.П. Кутузов:

«Никонианство – понятие широкое, это не просто новые обряды, это на много порядков заниженный уровень духовной жизни, приземленность, это апостасийное, идущее по пути расцерковления латинизированное православие с обливательным крещением, неканоничным, концертно-оперным пением, неканоничной иконой в живописном стиле и неканоничным церковном зодчеством, это уже более душевность, а не духовность, это, кроме того, «законное» право на «духовное разгильдяйство» по части произвольного сокращения служб и вольного обращения с церковным Уставом по безгранично широко истолковываемой формуле, иногда встречающейся в церковном Уставе, «аще изволит настоятель…» («К вопросу о старообрядчестве в связи с «Манифестом» И.Л. Солоневича»).

Это был удар колоссальной силы по тому, чем было наше Отечество в дореформенный период. Видный церковный историк Русского Зарубежья архимандрит Константин (Зайцев) писал:

«Для Руси Московской было характерно духовное целомудрие: Церковь и церковность исчерпывали все содержание жизни, весь быт и все мировоззрение. Западное разложение России – это, прежде всего, устранение целостности церковного сознания, внесение в душу каждого человека и в жизнь общества руководящих начал и ценностей нецерковных и нехристианских. Процесс Отступления, как именно процесс разцерковления все более поражал не только общество, но и народ, и духовенство, особенное «ученое» и «просвещенное»».

Очень важные оценки темы, поднятой в первом диспуте, о патриархе Никоне, а также о пагубной роли греков в произошедшем встречаем у о. Георгия Флоровского в его знаменитой книге «Пути русского богословия»: «Патриарх Никон – спорная личность, предмет борьбы. Властность, резкость. Он был деятелем, а не творцом. Несмотря на упорство, с каким он проводил реформу, он не был ею внутренно захвачен. У него была болезненная склонность все переделывать по-гречески, как у Петра на немецкий или голландский лад. Их роднит также эта странная легкость разрыва с прошлым.

Пагубная роль Патриарха Антиохийского Макария, который не без самодовольства указывал на различия и вдохновлял на спешное исправление. Исправлял Патриарх Никон по современным греческим книгам ради практического совпадения с греками, это не было возвратом к древним

книгам. Главная острота «реформы» была в резком и огульном отрицании всего старорусского чина и обряда. Не только его заменяли новым, но еще объявляли ложным, еретическим, почти нечестивым. И это смутило и поранило народную совесть.

Решения и клятвы Большого Собора 1667 г. были внушены и изобретены греками. Греки и киевляне вводили утвердительное мнение о русских «старых обрядах», как о «ереси», особенно афонский архимандрит Дионисий – как ни стали ставить греков на русские митрополии, так начали портиться книги.

Русская церковная старина осуждается на Большом Соборе как невежество и ересь. И под предлогом вселенской полноты, старорусское заменяется новогреческим. Это не было мнением Греческой Церкви, это было мнением странствующих «греческих архиереев».

Предстоящий диспут (скорее всего, он состоится осенью), наверняка, будет непростым. У безпоповцев есть свои эрудированные начетчики, свои аргументы. Ну что ж, будем готовиться, углублять свои познания, оттачивать свои доводы.



Связанные темы

новости

   Рейтинг статьи   
 
Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

   Опции   
Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу
Отправить статью другу Отправить статью другу
   Ссылки по теме   
После Собора. Андрей Езеров
Итоги IV выставки-ярмарки «МИР и КЛИР»
Мифотворчество о. Даниила Сысоева
Детский час воскресной школы
В Ярославле открылась старообрядческая воскресная школа

Спонсоры


Поиск




целую фразу
любое слово


Нашли ошибку?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отправить информацию о ней редактору.

Анонсы статей

Нет содержания для данного блока.

Наш опрос

Хотите быть автором на сайте?

Да!
Нет.
С удовольствием, но не знаю что делать.



Результаты
Другие опросы

Ответов: 385
Комментариев: 3

Информация

Центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»:
webmast@inbox.ru
www.cddk.ru

Наш баннер


Статистика


Категории статей


Спонсор



© 2006-2012 центр древнерусской духовной культуры «Старая Русь»